• развитые критические и аналитические способности;
• навыки модератора и внимательного слушателя, умение общаться с носителями твердых позиций и противоположных точек зрения;
• умение подводить итоги и добиваться достижения консенсуса; 8 9
• способность писать четкие и ясные отчеты
с выводами по итогам рассмотрения.
Панель также может иметь несколько председателей, работающих по принципу ротации. Желательно, как минимум, чтобы у председателя был заместитель, руководящий работой в период отсутствия первого лица.
ПРИНЦИП 3. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ
Оценка проекта должна быть комплексной и стереоскопичной. Для этого нужно привлекать экспертов из разных областей. Помимо архитекторов и планировщиков, в состав панелей рекомендуется включать: ландшафтных дизайнеров, конструкторов и инженеров, в том числе специалистов по «зеленым» технологиям, профессионалов в области наследия, транспорта, девелопмента, паблик-арта и пр. Также в экспертном пуле желательно иметь узких специалистов, например, по проектированию медицинских учреждений. Следует обеспечивать присутствие людей с разнообразным опытом: в сфере частного и бюджетного заказов, обладающих пониманием последствий тех или иных решений в градостроительной, экономической и социальной сферах.
Важно, чтобы эксперты разбирались в существующем законодательстве, тонкостях реализации государственного и муниципального заказов. Востребован опыт преподавательской работы, воспитывающий ораторские качества и навык обсуждения проектных решений. В целом, приветствуется разнообразие: присутствие местных и неместных экспертов, представителей разных полов, возрастов и этнических групп. При этом, конечно, эксперты должны обладать умением групповой работы.
ПРИНЦИП 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Эксперты призваны стоять на страже общественных интересов. Эти интересы должны лежать в основе целей и задач, а также конкретных механизмов работы панели.
Репутация панели как органа независимого и от местных властей, и от девелоперов — необходимая предпосылка для доверия к ее рекомендациям. Желательно, чтобы панель не подчинялась напрямую ведомству, обеспечивающему ее финансирование. Особенно, если это ведомство — местное управление по планированию.
Для повышения общественной роли панели рекомендуется формировать наблюдательный совет, состоящий из авторитетных представителей общественности, культурных и деловых кругов.
ПРИНЦИП 5. ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ
Вопросы организации деятельности экспертной панели, членства, управления и финансирования призваны решаться гласно и публично. Желательно, чтобы работа органа регулировалась находящимся в открытом доступе документом, определяющим:
• общие цели и задачи панели;
• территорию рассмотрения проектов;
• систему управления панелью;
• вопросы членства в панели;
• кто может участвовать в рассмотрениях, включая наблюдателей и представителей заинтересованных сторон;
• механизмы разрешения конфликта интересов;
• результаты рассмотрений;
• вопросы конфиденциальности (рекомендации панели могут быть публичными или конфиденциальными; конфиденциальные рассмотрения могут проводиться по запросу девелопера на ранних стадиях проекта).ПРИНЦИП 6. УМЕСТНОСТЬ
Рассмотрения следует проводить только для значимых инициатив. Расходы на процедуру призваны быть адекватными масштабу проекта. У каждой экспертной панели должны быть четкие критерии выбора проектов для рассмотрения. Они могут основываться на масштабе или типологии проектов. Однако целесообразно делать исключения. Такие исключения могут представлять:
• проекты, подразумевающие принятие градостроительных решений особой сложности;
• проекты, носящие типичный характер и/или претендующие на повторное применение;
• единичные проекты в зонах редевелопмента, способные задать стандарты застройки этих зон.
Наиболее целесообразно использовать панель для рассмотрения проектов конкретных зданий и территорий. Этот инструмент в значительно меньшей степени приспособлен для обсуждения различных правовых и нормативных актов, а также документов стратегического и территориального планирования.
ПРИНЦИП 7. СВОЕВРЕМЕННОСТЬ
Процедуру следует проводить как можно раньше — на первых стадиях проекта. Это позволяет избегать существенных временных и финансовых потерь. Любые изменения в проекте гораздо легче предпринимать на начальных этапах