Социальная оценка архитектурно-строительных решений дипломатических объектов базируется на понимании той роли, какую играют данные объекты в застройке столичных городов разных стран мира. Так, в США возобладали идеи демонстрации могущества и богатства, что наиболее полно отразилось в комплексах посольства США в Индии (арх. Э. Стоун), Таиланде (арх. фирма Вернаке и Битти). В европейских странах продолжают развиваться идеи социальной функциональности. Примером тому могут служить посольство Финляндии в США, посольства скандинавских стран в Германии. Главное социальное значение посольства — это идея государственного представительства в той или иной стране, причем проблема утраты социальных иллюзий, выраженной в архитектурном облике, должна быть сведена к минимуму.
Социальный заказ на дипломатические объекты прошел путь от требований проектировать репрезентативные по своим формам здания в исторических стилях к функциональноделовым зданиям с формами неоклассицизма, например посольство России в Польше (арх. Е. Рожин).
Функционализм продолжает развиваться в результате положительных социальных оценок и демократизации общества. Потребности консульского обслуживания все более возрастающих миграционных и туристических потоков смещают социальные оценки в сторону упрощения и минимизации проектных решений новых комплексов посольств даже таких консервативных стран, как США и Великобритания.
Возросла социальная значимость дипломатических объектов в отношении использования исторических зданий и памятников архитектуры, происходит их вовлечение в новый культурный диалог цивилизаций. Исторические архитектурные объекты представляют собой значительные культурные и материальные ценности, поэтому придание им новой социальной нагрузки в любом случае заслуживает положительной оценки. Дипломатическое представительство продвигается в социальном восприятии к центру зарубежной культуры, к дипломатическому клубу с политическими интересами.
Основные направления развития архитектуры дипломатических объектов и повышение качества их проектных решений
Концептуальные подходы к проектированию дипломатических объектов в настоящее время претерпели определенные изменения. Посольство, как представительское учреждение приобретает все более демократический характер. Из закрытого и изолированного, с ограниченными внешними контактами, оно трансформируется в учреждение с культурно-гуманистическим значением с точки зрения расширения связей со странами пребывания. Увеличиваются экономические контакты, научные и культурные обмены, миграционные и туристические потоки. Все это требует расширения консульских служб, юридических услуг. Следовательно, необходимы либо увеличение площадей служебных и представительских зон, либо универсальные планировочные сочетания различных функций в виде так называемых многоцелевых пространств с элементами трансформации от конференц- залов до зала приемов.
Основные направления развития архитектуры дипломатических объектов имеют три главные составляющие:
— развитие пространственной среды дипломатического объекта;
— развитие новых архитектурных форм зданий и сооружений дипломатического назначения;
— применение новых строительных материалов и технологий.
Со второй половины ХХ в. в формировании пространственной среды дипломатических объектов усиливается интерес к свободным планировочным решениям в соответствии с естественным рельефом местности. Развитие архитектурного объема дипломатических объектов идет от одного здания, в котором сосредоточены многие функции, к ряду зданий, где каждое специально предназначено для отдельной функциональной зоны.Важное направление развития — это улучшенное благоустройство территорий посольств с точки зрения ландшафтно-паркового строительства, где часть территории посольства используется для дипломатических приемов на открытом воздухе. Осуществляется разбивка садов и парков, высаживаются ценные породы деревьев, парки украшаются малыми архитектурными формами и скульптурой.
Поиски новых архитектурных форм и направлений проявились в архитектонике и конструкциях дипломатических объектов. В развитии новых архитектурных форм наметились тенденции, отличающиеся рационализмом и лаконизмом.